Интернет-приёмная

К 140-летию железной дороги

Событием, определившим на долгие годы административно-территориальное устройство и социально-экономическое развитие нашего края, было появление на его территории в 1870 году железной дороги. Отныне история края оказалась неразрывно связанной с железной дорогой. 

В 1857 году уполномоченные рыбинского купечества обратились в Министерство путей сообщения с просьбой разрешить строительство дороги от Рыбинска до станции Бологое на Московско-Петербургской железной дороге, которая дала бы возможность доставлять товары (прежде всего хлеб) напрямую в Петербург и Москву через Бологое. Понадобилось 10 лет, чтобы добиться такого разрешения. В 1867 году царское правительство утвердило наконец-то концессию за полковником Киреевым, который заявил, что гарантий от правительства в денежных средствах требовать не будет.

На торжественное начало строительства магистрали 19 сентября 1868 года в Рыбинск приехал ярославский губернатор И.С. Унковский. Строительство велось удивительно высокими темпами! Уже 4 июня 1870 года состоялось открытие железной дороги. В этот же день министр путей сообщения В.А. Бобринский докладывал царю Александру II: «Имею честь донести Вашему Императорскому Величеству, что 4-го сего июня открыто движение на Рыбинско-Бологовской железной дороге, длина которой от Бологовской станции до Рыбинска составляет 280 вёрст». (Кстати, железная дорога Рыбинск-Ярославль была построена только в 1898 году – А.М.).

Движение поездов через Волгу осуществлялось по временному мосту. Постоянный мост был введён в эксплуатацию 19 января 1871 года. Инженер Краснопольский даёт такое описание моста: «Сооружение это по колоссальности своей и отменному выполнению, особенно сборке железных частей, должно быть отнесено к числу самых замечательных построек России, и, по свидетельству французского инженера Ганселена, работы проводились исключительно русскими мастерами и рабочими, коих по искусству и трудолюбию он редко встречал в других государствах Европы».

Железная дорога, протяжённость участка которой по нашему району составляет 59 километров, сыграла решающую роль в появлении при станциях крупных промышленных предприятий и населённых пунктов. Недалеко от станции Волга с 1879 года начал работу клеевой завод, с 1896 года – Волжская шерстопрядильная фабрика, у станции Шестихино с 1894 года – кирпичный завод. В 1952 году вблизи железнодорожной станции Пищалкино возникает крупнейшее в Европе Мокеихо-Зыбинское торфопредприятие. Железной дороге обязаны своим рождением крупные населённые пункты района: п. Волга (на 01.01.2010 г. – 3171 чел.), с. Новый Некоуз (3473 чел.), п. Октябрь (1578 чел.). Наличие железной дороги послужило главным фактором в переводе в 1931 году районного центра из села Некоуз в зарождающийся посёлок при станции Некоуз.

Дважды железная дорога «связывала» наш район с трагическими, кровавыми событиями в истории нашей страны. Первый раз – осенью 1918 года, когда начались выступления крестьян против Советской власти и мятеж охватил сёла и деревни в Некоузской, Станиловской, Марьинской, Веретейской, Лацковской и других волостях Мологского и Мышкинского уездов.

Тогда на станции Волга, Шестихино, Харино, Маслово по железной дороге в мятежные уезды были переброшены из Рыбинска отряды Красной гвардии и чекистов, которые жестоко расправились с бунтовщиками.

И второй раз – в первый период Великой Отечественной войны, когда железная дорога стала военным объектом и оказалась в экстремальной ситуации. Дорога в осенние месяцы 1941 года стала иметь стратегическое значение: по ней к Москве шли воинские эшелоны с живой силой и техникой, снаряжением и продовольствием, из Москвы и Ленинграда – эшелоны с ранеными, эвакуированными, блокадниками. Дорога подвергалась ожесточённым бомбардировкам фашистской авиации. Бомбардировки оставили после себя в Некоузском районе 9 захоронений, в них лежат погибшие в воинских эшелонах и на вокзале станции Некоуз и раненые, умершие в госпиталях.

Особенно напряжёнными и плодотворными в жизни железной дороги были 70-80 годы прошлого века. О степени нагрузки на дорогу говорит такой факт: в 1-м полугодии 1983 года только на станции Некоуз было принято и выгружено 1567 вагонов (8 вагонов в сутки!). Тогда приходилось обслуживать грузовые перевозки в адрес трёх районов – Некоузского,Мышкинского, Брейтовского. Загружались в вагоны зерно, льнопродукция, металлолом, лес. Разгружались удобрения, строительные и дорожные материалы, горючее, сельскохозяйственная техника, товары для торговли. 

С начала 90-х годов железная дорога перестала играть ведущую роль в экономическом развитии района. И не было в этом вины самой дороги. Произошло это прежде всего из-за негативных процессов в промышленном и сельскохозяйственном производстве района. Масштабные грузоперевозки по железной дороге для нужд нашего района ушли в прошлое. На смену им пришли автоперевозки, но уже в несравненно меньших объёмах. Но железная дорога остаётся востребованной для пассажирских перевозок, ежемесячно только билетная касса на вокзале станции Некоуз продаёт от 7 до 8 тысяч билетов на пригородные поезда (прежде всего – студентам и гражданам, работающим не по месту проживания). На вокзалах, станциях, путях железной дороги и мосту через Волгу трудятся дежурными, кассирами, путейцами, охранниками более 60 жителей нашего района, так что дорога остаётся кормилицей для многих семей.

… В 1870 году ввод в эксплуатацию одной из первых железных дорог в Российской империи стал событием государственного масштаба. Сам царь был проинформирован о стройке! 140-летний же юбилей дороги прошёл почему-то незамеченным со стороны нового хозяина дороги – руководства ОАО «Российские железные дороги». Однако мы, жители Некоузского района, которые не могут представить себе жизнь без железной дороги, поблагодарим старушку-дорогу за прошлые и нынешние её заслуги и поздравим с несправедливо забытым юбилеем, а тех, кто работает на дороге, – с профессиональным праздником – Днём железнодорожника.

А. Медведев
(Статья опубликована в газете "Вперед" от 31 июля 2010 г.)

 

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *